?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Данное разбирательство проводилось по иску РООСО «Здравоохранение» (Региональной общественной организации Свердловской области по защите прав потребителей медицинских услуг «Здравоохранение») в Мировом суде участка №7 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в интересах пациента МБУ «Центральная городская клиническая больница № 23» (ЦГКБ №23) Вагина Александра Николаевича (имя и фамилия изменены).
В суд были предъявлены требования о возмещении убытков Вагина и компенсации морального вреда в связи с нарушением его прав как застрахованного по ОМС гражданина и потребителя медицинских услуг. Убытки (40 000 рублей) связаны с вынужденным приобретением расходных материалов (имплантата) для операции остеосинтеза, необходимой в связи с полученной травмой. По делу состоялось 3 заседания, последнее, 28 марта 2012г., закончилось заключением Мирового соглашения с больницей в пользу пострадавшего.


Итак, в феврале прошлого года, пенсионер Вагин получил травму – перелом шейки бедра и был доставлен скорой медицинской помощью в ЦГКБ №23. Операция ему требовалась и по возрасту и по состоянию здоровья, в противном случае грозил высокий риск летальных (смертельных) осложнений. Остеосинтез (соединение сломанных костей с помощью фиксирующих конструкций - имплантатов) в ЦГКБ №23 проводится не первый год. Однако пациента поставили перед выбором: купи имплантат сам или — пеняй на себя.
В таких условиях необходимая сумма, 40 000 рублей, была собрана, хотя для Вагина, равно как и большинства пенсионеров, она является существенной. Нашелся и родственник, который поехал в торговую организацию, указанную врачом, и приобрел необходимую конструкцию.
Что интересно, самой покупки ни Александр Николаевич, ни его родственник в глаза не видели. Вроде бы передача имплантата производилась продавцом прямо персоналу больницы в день операции (!), причем акт приема-передачи не оформлялся. Что, увы, с одной стороны оставляет простор для вопроса: «а была ли она, передача-то?», а, с другой, свидетельствует о налаженной системе подобных взаимоотношений.
Накануне операции Вагину представили на подпись ряд бланков, среди которых было и «Согласие на установку имплантата за свой счет». Как водится, в таком документе типографским способом уже было напечатано: «будучи проинформирован о возможности получения имплантата бесплатно… пациент, тем не менее, настаивает на его оплате, и претензий к больнице по компенсации затраченных средств не имеет». Логично предположить, что без подписи соответствующих документов не будет и операции, поэтому никто, как правило, не смотрит, что именно он подписывает, и уж тем более, не спорит с врачом о содержании подписываемого документа.
Напоминаю, что Вагин, как и любой другой пациент, не обладал специальными знаниями и находился в полной зависимости от действий врачей.
В дальнейшем Александр Николаевич, как и большинство наших соотечественников, наслышанный о том, что медицинскую помощь в «государственных клиниках» полагается оказывать бесплатно, обратился с вопросами в свою страховую компанию «Мегус-АМТ». Страховщик выяснил, что за лечение Вагина ЦГКБ №23 получила из средств ОМС полную оплату по тарифу МЭС, предусматривающему, в том числе, и операции остеосинтеза. Имплантаты для остеосинтеза предусмотрены законодательством по оказанию гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и пациенты не должны нести расходы на их приобретение. Никаких доплат из личных средств пациентов – застрахованных по ОМС граждан за проведение стационарного лечения не допускается. Мегус-АМТ, действуя в интересах своего застрахованного, дважды обращался к больнице с требованиями о возмещении убытков в досудебном порядке. Однако администрация больницы под всяческими предлогами уклонялась от разрешения этого требования. Такое поведение, согласитесь, не редкость. В частности, аналогично рассуждают страховщики по «автогражданке»: «все выплаты — только по суду». И если одни желают побольше покрутить деньги клиента, то вторые, похоже, руководствуются иными правилами — настолько усложнить жизнь пациента, что бы ни ему, ни его последователям, не было бы повадно судиться с больницей.
В сущности такое поведение себя оправдывает — медицинских страховщиков, добросовестно выполняющих свои обязанности в отношении застрахованных «раз, два — и обчелся», а, по большому счету, кроме них, в хитросплетениях «медицинского права» кому либо еще разобраться сложно. Разве что — за большие деньги. Но это делает обращения пациентов к «независимым юристам» нерентабельным. Да и активность граждан в плане предъявления исковых требований к «врачам» (на самом деле – к медицинским организациям – работодателям) оставляет желать большего. В возможность что-либо доказать в суде верит, в лучшем случае, один из тысячи.
Собственно и юридическая поддержка Вагину со стороны РООСО «Здравоохранение» во многом была обусловлена с реорганизацией «Мегус-АМТ» (с начала 2013г. присоединена к УГМК-медицина). Причем размер исковых требований был намного увеличен по сравнению с досудебными – закон о защите прав потребителей дает возможность взыскать не только убытки пострадавшего, но и компенсацию его морального вреда, а также проценты и штрафы за отказ в удовлетворении досудебных требований.
Так, «Здравоохранение» просила суд взыскать с ЦГКБ №23 в пользу Вагина убытки 40 000 рублей, компенсацию морального вреда 10 000 рублей, проценты в сумме порядка 3 000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, в том числе, 50% от суммы штрафа в пользу общественной организации.
Но суд оказался к больнице милостив и подвел дело к заключению мирового соглашения на общую сумму 48 000 рублей. Мы не стали упорствовать. Перебьемся. Хотя, если честно, нам это не нравится. Ведь такие соглашения, предпочитаемые судами, только способствуют: как доведения конфликта до решения в суде, так и практике экономии расходов больниц за счет пациента. Де-факто — больниц далеко не бедных: например на остатках счетов той же ЦГКБ №23 недавно было более 60 миллионов рублей неизрасходованных средств ОМС. При менее чем 50 миллионном месячном расходовании средств ОМС....


Лирическое отступление: в свое время было приложено много усилий, чтобы внести в закон об основах охраны здоровья граждан запрет на «взаимовыгодную дружбу» медицинских и фармацевтических работников – им запретили принимать друг от друга подарки, денежные средства, заключать договоры, совместно развлекаться и рекламировать друг друга. Однако, как показывает практика, этого недостаточно, особенно при отсутствии: с одной стороны жесткого контроля, а, с другой - строгой и неотвратимой ответственности за нарушение запретов, и оставления больших возможностей для иных взаимовыгодных форм «сотрудничества» - с производителями БАДов, имплантатов и т.д. и т.п. Здесь никакого конфликта интересов депутаты не увидели? А ведь такая «дружба» чрезвычайно опасна для пациента: у врача появляется большой соблазн назначать не то, что нужно пациенту, а то, что стоит дороже и сулит больший «откат». И при этом опасны даже не столько денежные потери, сколько отсутствие всякого контроля за тем, что именно используют врачи для лечения своих больных, ведь эти изделия фактически приносят в стационар «с улицы».
Это еще один аргумент в пользу полного запрета на смешение платных и бесплатных услуг на базе лечебных учреждений, участвующих в программах ОМС.
P.s. Сдается мне, что эта публикация может оказаться «лыком в строку» для инициирования реальной, а не формальной (проводимой страховщиками) проверки больниц. На предмет изложенного.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
livejournal
Apr. 13th, 2013 05:43 am (UTC)
No title
Пользователь hleg сослался на вашу запись в записи «No title» в контексте: [...] к заключению мирового соглашения на общую сумму 48 000 рублей [за имплантант было уплачено 40 тр] [...]
dmitriytikhonov
Apr. 13th, 2013 11:04 am (UTC)
Могу немного пояснить, практически, как эксперт
Понятная ситуация, Максим Ардалионович! Несколько лет назад я сам был дистрибьютором такой продукции (для остеосинтеза), которая работала с имлантатами, в том числе, с 23-й больницей. Мог бы порассказать многое. Принципы работы с врачами больниц по протезам такой же, как и по лекарствам. Врачам фирмы-производители и дистрибьюторы оплачивают учёбу, конференции. Эти расходы включаются в стоимость продукции, естественно.



Это страшно коррупционные факторы, конечно. Директор одной конкретной фирмы в Миассе Челябинской области, в которую нас послали, по итогам аукциона, который мы выиграли, чтобы купить продукцию московской фирмы-эксклюзивного поставщика, для конкретной больницы, на мой вопрос: почему их продукция в четыре раза выше, чем эта продукция стоит в Москве (нам ошибочно дали предложение для аукциона), без особых обиняков ответил прямо: "Мы свозили главного врача в Израиль (та продукция как раз поступает к нам из Израиля, хотя сделана в США), должны же мы отбить свои "бабки". А мы, как раз, хотели привезти товар из Москвы, поставить в эту больницу тот самый эксклюзив. Этот товар стоил в Москве 3 тысячи, в местной фирме-дистрибьюторе - уже 11 тысяч. Наши расходы на доставку каждой единицы товара могли бы быть куда меньше. Но, там были оплачены туристические услуги, а мы тут вклинились. И это, если не считать откатов.



Хотел бы остановиться вот на чём: имплантаты применяются стальные и титановые. Титановые лучше и надёжнее, потому что сплав титана химически срастается с костью (остеоциты прорастают в молекулы металла) и становится её частью, но они значительно дороже. Наши имплантаты были из титана (Производства Швейцарии - Синтез) для шейки бедра начинались от 60 или 80 тысяч (по себестоимости) - точно не помню уже, поэтому - имплантат шейки бедра за 40 000 - продукция явно стальная и, скорее всего - отечественная. Сталь не прорастает стволовыми клетками организма, поэтому является инородным материалом для организма человека и часто отторгается. Что такое российское производство, полагаю, объяснять не нужно. Качество не то. В мою бытность (как я сказал - несколько лет назад) себестоимость отечественного стального протеза шейки бедра была в рублях тысяч 12-15. Если даже учесть уровень инфляции с тех пор (прошло 3-4 года), можно предположить, что в вашем случае накрутили процентов 50, если не больше.



Цен сейчас в свободном доступе, как правило, нет - не дают. В этом и состоит проблема коррупционности поставок в больницы. Если есть цена - можно предположить, что этот товар просто никому не нужен или его просто не берут. Цены сейчас предлагаются клиенту эксклюзивно. Оферта предполагается лишь по условиям поставки и обслуживания.

dmitriytikhonov
Apr. 13th, 2013 11:12 am (UTC)
продолжение комментария...
Так как фирм, производящих такую продукцию, немало, они конкурируют между собой, как правило - по величине суммы, которая заложена в стоимость имплантата, для врача. Уже много лет наши врачи привыкли: они делают операцию бесплатно, за счёт средств медстрахования, а им доплачивает фирма, продающая свою продукцию. Да, фактически врачи оказываются коррумпированы фирмой. Этому способствует система, которую надо кромсать и изживать. Но по таким схемам живёт вся страна. Исправить её в одном взятом городе или регионе, при желании и политической воле, полагаю, просто невозможно.



Есть ещё особенность. Данная помощь является высокотехнологичной и требует высокой квалификации врача, требует специального оборудования. Врачей соответствующей квалификации сейчас явно не хватает. Больница не имеет возможности иметь всё необходимое оборудование и приспособления для работы по любому виду травм. Это всё есть у фирм, которые специализируются на "своих" товарах.



Так как врачи делают свой выбор, классифицируя предлагаемую продукцию разных фирм по разным травмам, у них существует своя собственная градация по фирмам-производителям (при разных определённых травмах обращение идёт к определённым дистрибьюторам, чья продукция оказывается предпочтительнее, в зависимости от вида травмы и матерериального положения больного). Другими словами, у врачей-специалистов существует некая карта, подобно меню в ресторане (простите за сравнение), которая используется в зависимости от условий и ситуации по травме и габитусу самого больного. "Итак, желаете отобедать? У нас вы будете сытыми и довольными. Прошу выбирать блюдо: есть трюфели, но они дороже, есть чего дешевле, чтобы не остаться голодным..."



Могу сказать, что мы всегда продавали свою продукцию официально и только самому больному в руки, с подписанием актов, разумеется. Некоторые больницы предпочитали работать через страховые компании, тогда мы отпускали товар больному (условно говоря, так как обычно приезжали его родственники), а затем направляли все документы в страховую компанию, получая деньги непосредственно от страховщиков.



Есть ещё нюанс. Такой протез, как шейка бедра, у разных больных, может быть разного размера. Не всегда врач готов 100-% определить, какой именно протез(обычно они были от 1 до 3 или 5, если не ошибаюсь - точно не помню) ему может понадобиться. Нам иногда приходилось давать врачу сразу несколько размеров протеза одного вида, поэтому больному в руки выдавался один протез, а в больницу мы довозили, под ответхранение, ещё несколько размеров, на всякий случай. Теперь я прекрасно знаю, кем, кто и в каких суммах может быть коррумпирован в части данной продукции. Но, проблема в том, что это никому не интересно. Мои принципиальные предложения (заметьте - не сообщения о коррупционерах и коррумпированных врачах, а выстраданные и структурированные умозаключения системы работы: как избавиться от коррупции) почти никого не интересуют.

Случай, который Вы описали, свидетельствует, скорее всего, мне кажется, о том, что сами врачи могли организовать фирму по поставке протезов для остеосинтеза, выбрав самого дешёвого поставщика, делая максимальную накрутку на средний по стоимости товар такого вида и предназначения, и не выдавая документы, чтобы не платить налоги. Более того, учитывая, что больницам иногда выделяют деньги для закупки протезов, они могут закупать продукцию, эксклюзивную для выбранного врачами поставщика (по документам), фактически получая ту продукция, которая может потом быть перепродана больному. Чтобы покрыть разницу, можно закупить любое "железо", которое никто не будет сравнивать по тому, что фактически хранится на складе, и что списано больному на операцию.



Скорее всего, этими всеми вопросами нужно заниматься криминалистам. Хотя, по большому счёту, нужны системные решения, так как у нас есть та медицина и те врачи, которые есть. Если мы развалим то, что ещё осталось, пересажаем или переувольняем тех врачей, которые работают, других у нас нет и взяться им неоткуда. Врач, способный работать с высокотехнологичными методами, формируется годами упорной учёбы и труда. Разрушить можно легко. Создавать - долго и трудно.






starodubcev_m_a
Apr. 13th, 2013 11:27 am (UTC)
Re: продолжение комментария...
Спасибо, это очень ценная и полезная информация.
livejournal
Apr. 13th, 2013 11:15 am (UTC)
«Оперируйтесь со своим». Иначе — могила. И о «дистрибу
Пользователь helgabell сослался на вашу запись в записи ««Оперируйтесь со своим». Иначе — могила. И о «дистрибуции в медицине».» в контексте: [...] тесь со своим». Иначе — могила. И (немного) о «дистрибуции в медицине». [...]
livejournal
Apr. 13th, 2013 12:59 pm (UTC)
«Оперируйтесь со своим». Иначе — могила. И (немного) о «
Пользователь mypicm сослался на вашу запись в записи ««Оперируйтесь со своим». Иначе — могила. И (немного) о «дистрибуции в медицине».» в контексте: [...] тесь со своим». Иначе — могила. И (немного) о «дистрибуции в медицине». [...]
livejournal
Apr. 16th, 2013 04:33 am (UTC)
«Оперируйтесь со своим». Иначе — могила. И (немного) о «
Пользователь kasperski сослался на вашу запись в записи ««Оперируйтесь со своим». Иначе — могила. И (немного) о «дистрибуции в медицине».» в контексте: [...] тесь со своим». Иначе — могила. И (немного) о «дистрибуции в медицине». [...]
kasperski
Apr. 16th, 2013 04:37 am (UTC)
имплант
У меня брат там же оперировался, заказывали пластину в затылок, тоже сначала купили за свой счет, потом врач сменился и оказалось что она бесплатна, как и вся операция. Сумма примерно такая же, около 40тыс. Если нужны подробности с чеками и бумажками, легко предоставлю.

Так что у них там это на поток поставлено.
starodubcev_m_a
Apr. 16th, 2013 06:07 am (UTC)
Re: имплант
И не только там. И это, к сожалению, давний и общеизвестный факт. Но до суда доходят только малые доли процента случаев претензий по качеству медицинской помощи. Жаль. По-моему — это наиболее цивилизованный и эффективный способ выявления проблем, в т.ч. законодательных противоречий в системе оказания медицинской помощи. Поэтому если Ваш брат желает вернуть потраченные деньги, мы, возможно, сумеем ему помочь. Бесплатно. Но, в связи с тем, что операция в итоге была проведена бесплатно, оснований для иска может и не быть.. Нужно смотреть все документы. А так мы в принципе принимаем жалобы и обращения граждан. И работаем по ним. См. http://www.ostrow.ru/contacts.html .
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner