?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(отступление)

1. речь идет не о недавних санациях («Открытия» ли, «БИН-банка» ли или ликвидации «Югры»), а о «Заключении на отчет Федерального фонда обязательного медицинского страхования об исполнении бюджета за 2016 год, представленный Правительством Российской Федерации Счетной палате Российской Федерации».
2. Вначале
заголовок текста был иным: «Как ЦБ РФ лишил:
- ста миллиардов рублей российское здравоохранение» («обездолил медиков на сто миллиардов рублей»). Но автор предпочел другую формулу. Тем более, что она вполне соответствует истине.

Итак, цифры из Заключения (см. http://www.ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/31145/ ), они впечатляют:

Согласно представленному отчету об исполнении бюджета ФОМС за 2016 год, установлено:
общий объем доходов бюджета ФОМС составил 1 657 619,6 млн. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, в сумме 25 441,1 млн. рублей;
общий объем расходов бюджета ФОМС составил 1 590 150,9 млн. рублей;
1% от них – это 15 901,509 млн руб. Т.е. «свыше пятнадцати миллиардов девятьсот одного миллиона» рублей. 5%, соответственно – более 75 млрд. 10% - 150 млрд.
Примерно на эту цифру бюджет отечественной медицины мог быть больше.
«И почему так не случилось?» - возникнет резонный вопрос.
Формальный ответ есть в сухом тексте выводов Заключения, п. 14.14.:
«Размещение временно свободных средств Фонда в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1225 «О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования», в 2016 году не осуществлялось.».

Хотя именно здесь уместны цитаты о положении дел в медицине (в т.ч. благодаря ее недофинансированию):
п.14.22.1. …было установлено, что при увеличении средств обязательного медицинского страхования, направленных на оплату медицинской помощи, с 1 449,7 млрд. рублей до 1 531,3 млрд. рублей (на 5,6 %) объем оказанных объемов медицинской помощи снизился. Так, число посещений уменьшилось на 36,3 млн., в том числе по диспансеризации на 6,1 млн. посещений, количество вызовов скорой медицинской помощи – на 502,4 тыс. вызовов, на 162,3 уменьшилось число госпитализаций в круглосуточные стационары и на 886,4 тыс. случаев лечения в дневном стационаре. Таким образом, в рамках ОМС произошло снижение объемов по всем видам медицинской помощи.
п.14.22.2.: «…установлено, что доля средств ОМС, направленных на заработную плату и начисления на оплату труда в 2016 году, от всех полученных средств обязательного медицинского страхования, уменьшилась по сравнению с 2015 годом с 68,3 % до 67,8 %, без учета начислений – с 52,6 % до 52,2 %».
Напоминаю, при этом Фонды ОМС не воспользовались общеупотребительным, разрешенным, доступным и не сложным способом увеличения своих доходов путем размещения временно свободных средств на депозитах в банках.

Объяснение тому есть в другом материале, о делах предшествовавших 2016 году: «…после череды скандалов с фондами, рисковавшими приумножить свои средства, практика получения дополнительных доходов в систему ОМС прекратилась. Сколько это стоило для медицины? Несложно подсчитать: средневзвешенная депозитная ставка не так давно твердо стояла на уровне 10% годовых. Ладно, при драконовских условиях, с возможностью отзыва и на пару недель, – 8%. Но при более мягких – больше. Пермский фонд, для пополнения которого бюджет края залезал в долги, таким образом лишился возможности заработать миллиард-другой. Свердловский – до 5 миллиардов. Неплохая прибавка для выполнения «майских» указов и гашения конфликтов вокруг соликамских ли, екатеринбургских ли работников «скорой», к примеру, не правда ли? Подробнее: https://www.medvestnik.ru/content/interviews/Epizod-H-Poslednyaya-nadejda.html .
Там же - о вышеозначенной роли ЦБ: «В качестве иллюстрации стоит привести наиболее броскую претензию, адресованную прежнему руководству Пермского ТФОМС, – «потеря» 100 млн рублей, размещенных в банке, у которого отозвали лицензию. В сущности, в этой истории речь должна идти об особенностях работы ЦБ РФ, когда он, в ходе месяца публикации списков банков, предписанных для размещения средств внебюджетных фондов, отзывает у одного из них лицензию. При том, что без игнорирования конкурсных процедур, где могут принимать участие банки из данного списка, рационально использовать временно свободные средства нельзя».

И: «У меня есть основания считать, что в банках, предписанных ЦБ, к размещению средств, зависли (и в большем размере) деньги ТФОМС не только Перми. Но в тех местах не выдумывали повод для обвинения пострадавших» («Эпизод Х. Последняя надежда? » Медвестник», https://www.medvestnik.ru/content/interviews/Epizod-H-Poslednyaya-nadejda.html , расширенно: https://starodubcev-m-a.livejournal.com/129888.htmlОпять к значению Фондов ОМС. На этот раз в контексте замены губернаторов. И нюансов политики ЦБ РФ.»)….
Кто то скажет, что это «натянуто», на самом деле виноват «кровавый режим», «Крым/Алеппо и т.д наш», словом прочее, глобальное. Не соглашусь. Виновники дефицита в100 миллиардов рублей в системе здравоохранения находятся на более низком, исполнительском уровне.

Бонусом из «Заключения» еще из интересного (не все). В т.ч. о том, как не следует путешествовать за бюджетный счет:


«За первое полугодие 2017 года, по данным Росстата, уровень зарплаты врачей и работников с высшим немедицинским образованием, оказывающих медицинские услуги, при планируемых 180 % составил 154,0 % к средней по экономике, среднего и младшего медицинского персонала (при планируемом уровне 100 %) – 85,6 % и 56,3 % соответственно.
В пересчете на одного медицинского работника реальное снижение заработной платы (в рублевом выражении) за год отмечено в 17 субъектах Российской Федерации,
например, на 4,7 % в Забайкальском крае, на 7 % в Приморском крае, на 3,3 % в Воронежской области.
Следовательно, существует риск, что целевые показатели Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р, в 2017 году выполнены не будут….
При этом средняя стоимость одного случая лечения выросла от 2,3 % (по неотложной медицинской помощи) до 25,5 % (случай лечения в дневном стационаре).
По данным формы № 62 снижение доли заработной платы (без начислений) в структуре расходов ОМС в 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечено по 48 субъектам Российской Федерации.
Одновременно необходимо отметить, что, по данным формы № 62
объем платных медицинских услуг населению, оказываемых государственными медицинскими организациями, вырос в 2016 по сравнению с 2015 годом с 140,4 млрд. рублей до 180,9 млрд. рублей, или на 28,8 %, из которых на зарплату работников медицинских организаций ушло 76,6 млрд. рублей (в 2015 году – 61,65 млрд. рублей).

Федеральный фонд (плюс Минздрав) без внимания не остался:
«установлены факты, свидетельствующие о формальном подходе к проведению заседаний правления ФОМС, об отсутствии текущего контроля со стороны правления за деятельностью Фонда, о неправомочности решений ряда заседаний правления ФОМС в связи с присутствием на заседаниях менее 2/3 членов правления ФОМС, что искажает правовую природу коллегиального органа публичной власти, подрывает принцип правовой определенности».
«В нарушение пункта 19 Устава ФОМС в 2016 году были проведены четыре заседания правления ФОМС (результаты заседаний оформлены протоколами от 20 июня 2016 г. № 1, от 3 ноября 2016 г. № 2, от 26 декабря 2016 г. № 3, от 27 декабря2016 г. № 4) при отсутствии 2/3 членов правления.
Так, члены правления ФОМС Гашкина С.А., Кришталь Д.М., Хор Г.Я., Юргенс И.Ю., Дорофеев С.Б, Казаковцев О.А и Петрушкин Н.В. не присутствовали ни на одном заседании правления ФОМС в 2016 году.
Установлено, что данные члены правления ФОМС, как правило, доверяли свой голос председателю Фонда Стадченко Н.Н. в связи с невозможностью принять участие в заседании правления ФОМС, что подтверждается представленными доверенностями.
Таким образом, на первом заседании правления ФОМС присутствовало 4 действующих члена правления, на втором – 2, на третьем и четвертом – по 6 соответственно. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. № 322-0 заочное участие в работе коллегиального органа управления недопустимо, искажает правовую природу коллегиального органа публичной власти, подрывает принцип правовой определенности».

Далее:
«Порядок организации плановых проверок деятельности Фонда утвержден приказом Минздрава России от 13 июня 2013 г. № 376н «Об организации плановых проверок деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования». Однако в ходе проведения контрольного мероприятия было установлено, что данные проверки в 2015 - 2016 годах Минздравом России не проводились».
«…принятые Фондом и Минздравом России нормативные правовые акты имеют отрывочный характер и не взаимоувязаны между собой, что отрицательно сказывается на организации обязательного медицинского страхования».
Фонд не располагает достоверными данными по количеству субъектов Российской Федерации, имеющих техническую готовность к обороту электронных полисов ОМС.
Стоимость изготовления, персонализации и доставке одного полиса ОМС на 2016 год составила: электронного – 229,2 рублей, бумажного – 46,86 рублей.

Сакраментально-бытовое (нет, так подставляться нельзя!):
«в 2016 году единовременная субсидия на покупку жилья была предоставлена работникам, члены семей которых имели жилые помещения, но сведения об этом не были приложены к заявлению работников о принятии на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на 2016 год. Так, например, субсидия на приобретение жилого помещения была предоставлена заместителю начальника управления формирования доходов по ОМС в сумме 11 520 576,0 рублей, супруга которого, не зарегистрированная по месту жительства работника, согласно размещенным на сайте ФОМС Сведениям о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера заместителя начальника управления формирования доходов по ОМС, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, имела квартиру в индивидуальной собственности общей площадью 155,8 м2 на территории Объединенных Арабских Эмиратов.

Резюме: «Указанные факты свидетельствуют о недостаточном уровне контроля со стороны ФОМС за соблюдением субъектами ОМС законодательства об ОМС и за использованием ими средств ОМС в части реализации территориальных программ ОМС, и указывает на ненадлежащее исполнение ФОМС полномочий, предусмотренных Уставом ФОМС».

К слову, под ставшей традиционной «раздачу» СП (Счетной палаты), кроме ФФОМСа «в общем», попал и конкретно Самарский ТФОМС, где логично увидеть смену руководства.
Впрочем – небезосновательно. Мягко (частично) претензия выглядит так: «В нарушение п. 1.5 Положения о порядке организации повышения квалификации специалистов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, осуществляемой ФОМС, утвержденного приказом ФОМС от 11 января 2011 г. № 1, не были включены в утвержденный Председателем ФОМС План повышения квалификации специалистов ТФОМС на 2016 год следующие проведенные и оплаченные из бюджета ФОМС мероприятия: «Краткосрочное повышение квалификации по теме «Организация и финансирование системы здравоохранения и медицинского страхования» (город Ханой, Социалистическая Республика Вьетнам)» в сумме 1,82 млн. рублей; «Краткосрочное повышение квалификации по теме «Организация и финансирование системы здравоохранения и медицинского страхования» (город Афины, Греческая Республика)» в сумме 1,72 млн. рублей. … программы дополнительного профессионального образования при осуществлении мероприятий по повышению квалификации в Социалистической Республике Вьетнам и Греческой Республике не содержали учебного плана, формы аттестации, оценочных материалов». И т.д. В общем – «все все поняли».


И это только часть "упреков".

Но ЦБ РФ виновен в недостаче 100 млрд. руб в отечественной медицине только за 2016г. – конкретно.

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner