?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 О том, как под «благовидным предлогом» могут ограничить защиту прав граждан в системе здравоохранения.

Анализ «подводных камней» в программе модернизации здравоохранения субъектов РФ, к сожалению, подтвердил предположение о том, что для МинЗдрава РФ такая абстрактная категория как «здоровье» фигурирует сугубо в роли номинального обоснования бюджетной статьи.
Очередное основание для административного вмешательства, способного дискредитировать самые светлые идеи, мы выявили, анализируя систему финансирования региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, где наткнулись на такую отчетную форму, как «индикаторы реализации программы модернизации здравоохранения субъекта РФ», таблица 1.8 итоговые значения. Помимо прочих типовых показателей результативности оказания медицинской помощи, Федерация мониторит такие как:
- Количество жалоб по поводу взимания денежных средств за оказание медицинской помощи, предусмотренной Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;
- Количество удовлетворенных исков по поводу оказания медицинской помощи;
- Удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи (на конец года), минимальный показатель — 60%;
- Удовлетворенность населения медицинской помощью, минимальный процент от числа опрошенных — 45,2%.
И только хорошие показатели выполнения программы модернизации, в т. ч. по указанным позициям, позволят субъекту претендовать на получение стимулирующей выплаты в 2012 году.
См. информационное письмо МЗСР РФ от 23 декабря 2010 г.: на стимулирование субъектов РФ по итогам первого полугодия 2011 года, 2011 года и первого полугодия 2012 года направляются 21,7 млрд. руб. в 2012 году (10 % от размера средств, направляемых из бюджета Федерального фонда ОМС на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах РФ в 2012 году). Средства на стимулирование субъектов РФ распределяются по итогам 2011 года и первого полугодия 2012 года в 2012 году между субъектами РФ, достигшими наилучшей динамики показателей, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития РФ. (полный текст письма http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/insurance/7).
В чем же подвох, спросите Вы, ведь действительно, награждать нужно тех, кто преуспел, например, в «удовлетворенности населения медицинской помощью»?
А я отвечу. Мы-то живем в России, где механизмы объективного, независимого контроля за качеством медицинской помощи так и не созданы, в отличие от навыков писать отчеты, где главным является умение скрыть реальное положение дел.
Так что напрашивается очевидный вывод: регионы будут стремиться оптимизировать показатели, заложенные в систему индикаторов реализации Программы. Правительству регионов, руководству региональных МЗ и ТФОМСов будет на руку отсутствие жалоб населения и, как следствие, исков по поводу оказания мед.помощи. Таким образом на бумаге удовлетворенность населения объемами высокотехнологичной медицинской помощи и качеством помощи должна будет неуклонно расти.
Институциональным противовесом, контролером желания медицинского начальства без проблем потратить бюджетные деньги, должны были стать «не встроенные в систему здравоохранения» страховые медицинские компании. Тем более, что речь и идет о средствах ОМС. Но смогут ли они в нынешних условиях решить поставленную перед ними задачу? Нет. Ибо закон о медицинском страховании оставил их в заложниках региональной исполнительной власти, способной без труда заткнуть рот излишне правдивым источникам информации, становящимся угрозой для региональных бюджетов.
Например, медицинские страховщики Свердловской области, по данным федерального ТФОМС, безусловно лидирующие по стране в деле защиты прав граждан в суде («Кто спасает лицо Свердловской области»? ), становятся, при таких условиях, препятствием для премирования регионального здравоохранения.
Обречь недовольных качеством медпомощи граждан на обращения исключительно по подведомственности, т. е. в Минздрав вместо страховщиков, довольно легко. Более того, сделать это можно под прикрытием благих намерений (в частности, под предлогом оптимизации бюджетных расходов), например, путем снижения норматива средств на ведение страхового дела для компаний по ОМС. Немаловажно, что эта мера будет с восторгом воспринята и всем медицинским сообществом, освободившимся от не нужной, на их взгляд, опеки (а главные врачи — от оснований лишения их премий, напрямую зависящих от количества обоснованных жалоб населения). Ведь обескровленные страховые медицинские организации будут способны лишь на роль формальной финансовой прокладки между ТФОМСом и больницами, начисто распрощавшись со своими контрольными и правозащитными функциями (контроль за качеством лечения, работа с населением, разбор претензий и судебная защита прав пациентов).
Впрочем, в подавляющем числе регионов РФ, где конкуренция между давно поделившими его 2-3 федеральными страховыми компаниями является фикцией, даже эти изыски не потребуются.
справка

Программа предусматривает 3 источника финансирования:

  • средства Федерального фонда ОМС в виде субсидий бюджетам территориальных фондов ОМС;

  • средства региональных бюджетов субъектов РФ;

  • средства территориальных фондов ОМС.

На реализацию Программы модернизации Свердловской области выделено 15 млрд. 580 млн. рублей, «из которых чуть более 10 млрд. рублей — из федерального фонда ОМС, 3 млрд. 401 млн. рублей — из областного бюджета и 1 млрд. 508 тыс. рублей — из территориального фонда ОМС» (из интервью Медведской Д.Р. - замминистра здравоохранения СО http://www.justmedia.ru/news/society/2011/01/21/82970).

Всего по России на финансирование Программы в 2011-2012 гг. за счет средств Федерального фонда ОМС запланировано 383,3 млрд, в т.ч. по УрФО — 30,40 млрд, на Свердловскую область 10,5 млрд (из приложения к письму МЗСР от 23 декабря 2010 г. http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/insurance/7).

Из причитающихся федеральных 10,5 млрд в виде субсидий ФФОМС Свердловская область должна потратить:

- 4,3 млрд на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;

- 0,5 млрд на внедрение современных информационных систем в здравоохранение;

  • 5,7 млрд на внедрение стандартов медицинской помощи с учетом дефицита программы ОМС.

Исходя из заявлений областного министерства, дополнительно по каждому направлению расходования средства должны выделить областные Минздрав и ТФОМС. К сожалению, четкие пропорции финансирования региона по направлениям модернизации нигде не опубликованы, а высказывания официальных лиц по этому поводу противоречивы, поэтому остается только догадываться, куда, сколько, каким больницам и на какие нужды Минздрав и ТФОМС направят.

И если полученные по первым двум направлениям от Федерации деньги ТФОМС перечислит в областной бюджет, а далее, в соответствии с планами областного Минздрава, они разойдутся на закуп оборудования, санитарного транспорта, ремонты клиник, то средства по третьему направлению пойдут через страховые медицинские компании. Учитывая, что всего в 2011 году через страховщиков по областной территориальной программе ОМС должно было пройти не более 14 млрд руб., дополнительный за 2 года объем как минимум в 7 млрд — не такие уж малые средства.

 

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner