starodubcev_m_a (starodubcev_m_a) wrote,
starodubcev_m_a
starodubcev_m_a

Category:

«Сопротивления материала». О том, как здравоохранение не спешит получать деньги «модернизации»

Модернизация... какое хорошее слово! Не хуже, чем подзабытое «Национальные проекты». А ведь и та кампания преследовала цели аналогичные нынешним — повышения материально-технического обеспечения здравоохранения, качества и доступности медицинской помощи, зарплаты медиков. Но....
Впрочем, теперь произносят новую мантру, подразумевая, что вот она-то точно решит все проблемы... Хотя, кроме дефицита средств мы, по-прежнему, имеем отсутствие контроля качества услуг в медицине, но сколько об этом твердить? Как и о том, что, не смотря на недавно принятые «эпохальные» законы, так и не решен принципиальный вопрос реформы здравоохранения и ОМС в частности, т. е. того, к чему мы стремимся: к получению инструмента повышения качества медицинской помощи или способа минимизации бюджетных расходов?
Так на что же идут деньги под грифом "модернизация"? Причем деньги немалые... Давайте рассмотрим этот вопрос на примере нашего региона, двухлетняя программа модернизации которого сверстана на 16 млрд 539,5 млн.
В первую очередь, это "Приведение материально-технической базы учреждений здравоохранения в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи". По данной статье необходимо освоить 4 млрд 432 млн в 2011 году и 2 млрд 117 млн в 2012 году. Указанные средства планируется потратить на завершение строительства ранее начатых объектов, капитальный ремонт и оснащение оборудованием. Стоит отметить, что это беспрецедентно большие средства для бюджетов отдельных больниц. Так, например, Кушвинская ЦГБ получит в 2011 году 20 млн на закуп нового оборудования, Качканарская - более 16 млн в 2011 и почти 5 млн в 2012, СОКБ N1 - 224 и 55 млн соответственно. Кроме того, на проведение ремонта Кушвинская ЦГБ получит без малого 8 млн, а Качканарская ЦГБ почти 10 млн за 2 года. Госпиталь Ветеранов войн отремонтируют на 80 млн за 2 года, а ЦГБ N40 — почти на 50 млн рублей.
Вторая статья —  "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение": 608 млн за 2 года. Помимо прочего, в ее рамках планируется "Обеспечение защиты персональных данных во всех учреждениях здравоохранения. Механизмом реализации данного мероприятия является приобретение, установка и внедрение не менее 7 482 программных систем защиты информации (СЗИ) сертифицированных ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) для использования с ИСПДн (информационные системы персональных данных) 1-й категории (сведения о здоровье человека)..."
На защите персональный данных необходимо остановиться отдельно. Единое информационное пространство в Свердловской области ТФОМС начал строить еще в 2008 году. Вначале систему опробовали на страховых компаниях - их меньше, чем медучреждений, к тому же их проще заставить нести дополнительные (и не всегда оправданные) затраты. См. http://www.gazeta.ru/financial/2008/12/04/2903934.shtml , «ЕГАИС в белом халате»).

И третье направление  (М.А.: честно говоря, вызывающее у нас наименьшее количество нареканий) - "Внедрение стандартов оказания медицинской помощи", которое включает несколько масштабных мероприятий:
- поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии с федеральными стандартами;
- диспансеризация 14-летних подростков;
- обеспечение потребности во врачах по основным специальностям;
- подготовка к включению с 2013 года в территориальные программы обязательного медицинского страхования дополнительных денежных выплат медицинским работникам;
- повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
Всего по третьему направлению за 2 года необходимо освоить 9 млрд 383 млн, причем большая часть средств (7 млрд 624 млн) предназначена на финансирование перехода на работу по федеральным стандартам...
В рамках повышения доступности поликлинической помощи ТФОМС, пропустив через страховые компании (именно "пропустив", т.к. страховщиков, т. е. формально независимые структуры, отстранили от контроля эффективности используемых средств), должен передать в больницы 1 млрд 649 млн. В поликлиники деньги поступают в виде "дополнительного тарифа врачебных посещений для оплаты мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи" в размере 50 рублей за 1 посещение по определенным врачебным специальностям. В данном перечне 46 врачей-специалистов и медицинские сестры по 28 специальностям. Несмотря на то что суммы уже запланированы (если брать больницы из нашего примера, то Качканарская ЦГБ получит 13,8 млн за 2 года, Кушва - 8,8 млн, СОКБ N1 - 33,8 млн, Госпиталь Ветеранов Войн - 29,7 млн), больницы получат средства только за конкретные посещения пациентов. Для этого они обязаны ежемесячно формировать заявки, потом счета на оплату, а потом еще и отчеты по указанным средствам, и все это только после заключения соответствующего соглашения со всеми страховыми компаниями региона, не говоря уж о раздельном учете модернизационных средств по каждой статье...
Прим. М.А.: Эти соглашения идентичны по всей стране. И, без них, больница не получит денег. т. е., их заключение — не более чем формальность. Поэтому, когда еще анализировался закон о ОМС, мы настаивали на том, что бы вообще убрать их из оборота. Во избежании всяких глупостей, в появлении которых были уверены и которые не заставили себя ждать.
Но в Свердловской области в настоящий момент каждая десятая больница не подписала соглашения со страховщиками (еще бы, ведь они предусматривают санкции за некачественное оказание помощи и прочие нарушения законодательства о здравоохранении!, см. Свежие документы по финансированию медицины. Свежая интрига., Casus belli для очередной войны в Свердловской (и не только) медицине. ), еще часть - вяло направляют заявки на 300 рублей, 2000 - 5000 рублей и т.д., сказывается отпускной период и "смешные" по масштабам больниц деньги. 
В число не подписавших, а значит, не желающих вступать в программу модернизации на предложенных условиях, входят: СОКБ 1, ГКБ 40, ЦГБ 20, ЦГБ 23, ГБ 36, Клинико-диагностический центр и другие. В итоге, страховые компании, будучи включенными в программу модернизации, но не получив ни копейки (даже за обслуживание банковских операций), заимели кучу обязанностей (все те же заявки, прием счетов, оплата, учет и отчетность), поэтому не заинтересованы в каких-либо телодвижениях по данному вопросу. Территориальный фонд - ответственный за реализацию данного направления, - не знает куда деть Федеральные (!), Целевые (!), Политические (назовем вещи своими именами) (!) деньги и очень нервничает по этому поводу, ведь с него спросят! Говорят, что на днях его руководству пришлось спешным порядком собирать крупнейших страховщиков на совет с единственной повесткой: как побыстрее распихать деньги по больницам?!

А вообще при пристальном изучении региональной программы модернизации можно найти много интересного... (ее текст находится в открытом доступе, скачать ее можно с сайта областного минздрава (текст на 233 листа с таблицами и цветными диаграммами даже не заархивирован...).
 

Так на 202 странице есть таблица 19 без названия, в которой сведены показатели оплаты труда персонала, участвующего в оказании медицинской помощи, где на обозрение представлены 3 показателя: кол-во штатных должностей, кол-во физических лиц и уровень средненоминальной заработной платы по 3 группам: отдельно по врачам, по среднему медперсоналу и младшему медперсоналу за 4 года: с 2009 по 2012. Разумеется, несложно разделить кол-во физических лиц на кол-во штатных должностей, чтобы узнать процент совмещения; так, в целом по Екатеринбургу на 7 тысяч врачей-должностей приходится меньше 4 тыс врачей-физических лиц, т.о. либо каждый врач вкалывает на 1,8 ставки, что, честно говоря сомнительно, либо — рутинная необеспеченность кадрами...
Дабы нас не обвинили в предвзятости, для скрининга возьмем по-алфавиту пять населенных пунктов на букву А и посмотрим цифры по врачебному персоналу: 
1) МО Алапаевское (не путать с ГО Алапаевск):
164 должности /59 лиц
зп 2011 - 48 832 руб.
зп 2012 - 54 155 руб.

2) Артинский ГО
81 должность /48 лиц
зп 2011 - 43 076 руб.
зп 2012 - 48 245 руб.

3) Ачитский ГО
50 должностей /25 лиц;
зп 2011 - 48 832 руб.
зп 2012 - 54 155 руб. 

4) Арамильский ГО
81 должность /50 лиц ;
зп 2011 - 35 982 руб.
зп 2012 - 39 940 руб. 

5) Асбестовский ГО
262 должности /165 лиц;
зп 2011 - 30 109 руб.
зп 2012 - 36 432 руб.
 

Бедный, бедный Асбест. А, для справки, скажу следующее: освобожденные (!) эксперты страховых компаний, призванные контролировать качество оказанной медицинской помощи, получают меньшие деньги. Это реплика для тех, кто трещит о том, что медицинские страховщики «жируют», пока больницы «задыхаются». Хотя, если иметь одного «освобожденного» на миллион, а не на 100 тысяч застрахованный, как «некоторые», то да, можно и ему поднять зарплату. И, при этом - жировать. Особенно - совмещая ОМС с ДМС. Но за какое качество работы? То, которое устраивает больницы?
 

У меня в ЖЖ о модернизации ранее, в частности:
Умысел или ошибка? О критериях успешности программ модернизации в здравоохранении (О том, как под «благовидным предлогом» могут ограничить защиту прав граждан в системе здравоохранения. Анализ «подводных камней» в программе модернизации здравоохранения субъектов РФ, к сожалению, подтвердил предположение о том, что для МинЗдрава РФ такая абстрактная категория как «здоровье» фигурирует сугубо в роли номинального обоснования бюджетной статьи....)
"Модернизация" здравоохранения.

 

Думаю, что исследование будет продолжено. 

Р.s. Публикация на эту тему: http://www.nep08.ru/comment/2011/07/01/soprotivlenija/ «Сопротивление материала. Экспертное мнение президента ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория» Максима Стародубцева» 01.07.2011, Эксперт «НЭП» рассуждает о том, способна ли модернизация здравоохранения, стартовавшая некоторое время назад, решить основные проблемы данной сферы. По мнению Стародубцева, это маловероятно, поскольку система к изменениям не готова из-за внутреннего сопротивления.

Tags: Доступность мед.помощи, ОМС, УрО МИГПИ, аналитика, здравоохранение, реформа здравоохранения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments